Кто сильнее — у того и шельф больше

09 Октября 2013
В Роснедрах идут переговоры о том, чтобы допустить к разведке запасов российского арктического шельфа иностранные геологоразведочные компании. О том, кто и как должен изучать шельф, корреспонденту "Ъ" Илье Арзуманову рассказал и. о. генерального директора ОАО "Росгеология" Андрей Третьяков.
В 1990-е годы разведка Арктики прекратилась, и к нулевым, несмотря на мировой рост цен на нефть, ее не возобновили. Отсутствовал спрос на геологоразведку, или не было технической возможности ее проводить? 

Более перспективно было исследовать то, что легче можно было разработать. Поэтому в Арктику особо не лезли. Сейчас появились новые технологии, поэтому ситуация с геологоразведкой арктического шельфа меняется, а потепление в северных широтах также вносит позитив с точки зрения увеличения сезона работ. 

Сейчас весь российский арктический шельф поделен между двумя компаниями — "Роснефтью" и "Газпромом". Но они не разведочные компании — они занимаются промышленным освоением углеводородных месторождений. Им дали участки в море, но степень геологической изученности этих участков низкая. Лучше, понятно, кого-то позвать со стороны, чтобы он все разведал. Так что надо создать условия, при которых на участках, выделенных "Роснефти" и "Газпрому", другие компании могли бы проводить геологическую разведку. Этот вопрос вынесен на рассмотрение правительством, поскольку уже пора меры какие-то принимать, чтобы геологоразведку в Арктике сделать более инвестиционно привлекательной. 

Вы бы хотели поучаствовать в разведке шельфа? 

Кому доверят на основании опыта, технологий и оборудования, тот и пойдет разведывать. У нас есть свои сильные стороны, и одна из них — транзитные зоны, переход материковой части в шельф. А вот в чисто шельфовых работах мы не так хороши, хотя с удовольствием взяли бы разведывать и часть шельфа. Но речь идет о том, чтобы на примере шельфа создать систему, обеспечивающую более интенсивную разведку территорий, чем это сейчас происходит. 

Возможен ли какой-то прогресс в геологической разведке региона, если на шельф никого, кроме "Газпрома" и "Роснефти", так и не пустят? 

Не надо упираться в "Газпром" и "Роснефть" — надо упираться в долю государства, в его участие, в то, в каком виде оно допускается, то есть каким образом и на каких условиях осуществляется геологоразведка, насколько доступна будет информация в дальнейшем для зарубежного инвестора. Чтобы инвестор допуском пускай даже к данным разведки, проведенной самими "Газпромом" и "Роснефтью", заинтересовался в разработке нашего шельфа. У той же "Роснефти" есть сильные стороны: крупной компании легче договариваться с мощным институциональным инвестором. Но на базе чего она договаривается? На базе того, что у нее есть участок. Непонятно, что есть на этом участке, а "Роснефть" уже договаривается. Давайте создадим рынок геологической информации — реализуем на рыночных условиях данные разведки семи-восьми инвесторам, и те на базе полученной информации будут договариваться с "Роснефтью" и "Газпромом". 

Насколько тогда, на ваш взгляд, правдоподобны оценки, по которым подо льдами Арктики до 100 млрд тонн нефти и 10 трлн кубометров газа? 

Эти цифры берутся на основании данных проложенных по шельфу сейсмопрофилей, а у нас они проложены редко. Значит, есть вероятность наличия месторождения между профилями, причем оно может быть достаточно крупным. У норвежцев сетка профилей очень мелкая. А у нас в том же Охотском море мы увидим не мелкую сетку, а несколько линий. Но все равно данные-то есть. По этим данным прогнозы и строятся. 

Когда, на ваш взгляд, можно ожидать окончания работ по разграничению Арктического шельфа между приарктическими странами? 

Здесь все замешано на политике: кто сильнее — у того и шельф больше. Самая большая граница в Арктике у нас. То есть все, что синим над нашими территориями на карте окрашено, наше. Можно было бы, конечно, сказать, что вот мы Аляску отдавали в аренду на сколько-то, а шельф-то не отдавали. Это, конечно, шутка, и все данные вопросы — полностью прерогатива правительства. 

Ведется ли разработка долгосрочной программы разведки запасов Арктики, целесообразно ли создание такого документа? 

Государство должно понимать, какие территории будут исследованы, как и когда они будут исследованы, какие ресурсы будут получены. Уже сейчас нужны хотя бы наметки и приблизительные планы по освоению. Важно еще, чтобы к каждому плану прилагались варианты решений, то есть не только что именно планируется разведать, но и каким образом будет производиться разведка. Разработка очень активно ведется Роснедрами, в настоящий момент идет обсуждение самого подхода, в том числе возможности либерализации рынка. Правда, у нас вообще все, к сожалению, очень политизировано. Поэтому разработка долгосрочной программы, я думаю, будет вестись еще минимум год, прежде чем станут ясны ее самые общие положения.

Источник: kommersant.ru/doc/2078075

Последние новости

ТРИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ …

ТРИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ ПРОШЛИ МИМО РОССИЙСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ

Дмитрий Рогозин, который занимает должность вице-премьера, на заседании морской коллегии сообщил,...

подробнее

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ БЕРЕТ УЧА…

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ БЕРЕТ УЧАСТИЕ В СОЗДАНИИ «NUPAS-CADMATIC»

В сентябре текущего года было подписано соглашение четырех сторон, которое гласит создание Учебно...

подробнее

БЫЛ СПУЩЕН НА ВОДУ РЕЙДОВЫЙ КА…

БЫЛ СПУЩЕН НА ВОДУ РЕЙДОВЫЙ КАТЕР ЗНТ

В конце сентября завод «Нижегородский Теплоход» спустил на воду второй серийный рядов...

подробнее

СЕВЕРОДОНЕЦК БУДЕТ ГОТОВИТЬ СП…

СЕВЕРОДОНЕЦК БУДЕТ ГОТОВИТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДОСТРОЕНИЯ

Между объединенной судостроительной корпорацией и Северным арктическим Федеральным университетом,...

подробнее

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОСК РАСКРИТ…

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОСК РАСКРИТИКОВАНА

Дмитрий Рогозин, который занимает должность Вице-премьера Российской Федерации, был присутствующи...

подробнее

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ БЫЛО СПУЩЕН…

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ БЫЛО СПУЩЕНО НА ВОДУ НОВОЕ СУДНО СВЯЗИ «ЮРИЙ ИВАНОВ»

Новейшее судно по проекту 18280 «Юрий Иванов», было спущено на воду в Санкт-Петербурге. Судно спе...

подробнее

ДЛЯ ВМФ РФ БУДЕТ ПОСТРОЕНА СЕР…

ДЛЯ ВМФ РФ БУДЕТ ПОСТРОЕНА СЕРИЯ КОРАБЛЕЙ СВЯЗИ

ОАО «Северная нефть» и Министерство обороны Российской Федерации, подписали контракт....

подробнее

ЧЕТЫРЕ НОВЫХ СУДНА БЫЛИ ВЫПУЩЕ…

ЧЕТЫРЕ НОВЫХ СУДНА БЫЛИ ВЫПУЩЕНЫ ПСКОВСКОЙ ЛОДОЧНОЙ ВЕРФЬЮ

Владимир Чулков, который занимает должность директора предприятия ЗАО «Псковская лодочная верфь»,...

подробнее

ВЕРФЬ «ЗВЕЗДА» - 75% ЗА КОНСОР…

ВЕРФЬ «ЗВЕЗДА» - 75% ЗА КОНСОРЦИУМОМ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ И 25% ЗА ОСК

Денис Мантуров, который занимает пост главы Минпромторга заявил, что семьдесят пять процентов суд...

подробнее

КРЫЛОВСКИЙ ГНЦ СОЗДАСТ ДЛЯ ГАЗ…

КРЫЛОВСКИЙ ГНЦ СОЗДАСТ ДЛЯ ГАЗПРОМА НОВЫЙ ПРИВОД

В конце сентября текущего 2013 года, один из филиалов «ЦНИИ СЭТ», Крыловского государственного на...

подробнее

Судостроение

Завершены приемочные испытания корабля Coronado

Завершены приемочные испытания корабля Coronado

Военно-морскими силами США был завершен ряд приемочных испытаний для боевого корабля, предназначенного для работы в прибрежной зоне LCS-4 USS Coronado. Корабль был построен в пределах судостроительной верфи Austal USA.

подробнее

Китай готов построить первый национальный авианосец

Китай готов построить первый национальный авианосец

Миру будет представлен Китаем первый национальный авианосец. Заявление на эту тему было сделано директором судостроительной группы, которая известна миру под наименованием Jiangnan Shipyard Group.

подробнее

Пресс-релизы

Компания АББ приняла участие в международной выставке по судостроению и освоению океана и …

Компания АББ приняла участие в международной выставке по судостроению и освоению океана и шельфов «НЕВА-2013»

Компания АББ стала участником международной выставки по судостроению и освоению океана и шельфов «НЕВА-2013» Компания АББ представила свои инновационные решения для морской промышленности на международной выставке «НЕВА-2013».

«Транзас» поставил комплект оборудования для морской ледостойкой стационарной платформы (Л…

«Транзас» поставил комплект оборудования для морской ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1) на месторождении им. В.Филановского

Нефтегазовая компания «ЛУКОЙЛ», занимающая второе место по добыче топлива после «Газпрома» воплощает в жизнь очередной проект.

Опрос

Основные проблемы вашего предприятия
 

События

ЭКИПАЖ «PSV HARMONY 1» НАХОДИТСЯ В ДУБАЙ БЕЗ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

ЭКИПАЖ «PSV HARMONY 1» НАХОДИТСЯ В ДУБАЙ БЕЗ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

«PSV Harmony 1», который является шельфовым снабженцем, находится на территории Дубай с мая текущего года. На нем нах...

ЗАТОНУЛ «MOL COMFORT» С РОССИЙСКИМ ЭКИПАЖЕМ В ДВЕНАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК

ЗАТОНУЛ  «MOL COMFORT»  С РОССИЙСКИМ ЭКИПАЖЕМ В ДВЕНАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК

В Аравийском море затонул контейнеровоз «MOL Comfort», который имел экипаж в размере двадцати шести человек. Никто из...

В ИНДИЮ БУДУТ НАПРАВЛЕНЫ СПЕЦИАЛИСТЫ, ЧТО БУДУТ РАССЛЕДОВАТЬ ВЗРЫВ НА «СИНДУРАШАК»

В ИНДИЮ БУДУТ НАПРАВЛЕНЫ СПЕЦИАЛИСТЫ, ЧТО БУДУТ РАССЛЕДОВАТЬ ВЗРЫВ НА «СИНДУРАШАК»

Иван Харченко, который занимает должность первого заместителя председателя Военно-промышленной комиссии Российской Фе...

Исследования

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ АКУСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ АКУСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ

Оборудование для измерения акустических особенностей оборудования и материалов, состоит из заглушенной камеры, из рев...

СТЕНДЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА У – 3

СТЕНДЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА У – 3

Ядерный реактор для многоцелевых исследований У -3 используется в роли стационарного источника нейтронного и гамма – ...

ДОСТИЖЕНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ

ДОСТИЖЕНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ

Так, например, благодаря таким программам как STAR-CD, которая была разработана компанией CD Adapco Group, была дости...

Вход для клиентов