Старение атомных ледоколов обостряет проблему их утилизации

09 Октября 2013
Старение российских ледоколов ставит атомщиков и моряков перед необходимостью не только обновлять флот с ядерными энергоустановками, но и решать проблему утилизации ледоколов, отслуживших свое. Руководство "Атомфлота" заключило первый контракт на разработку плана утилизации атомных ледоколов проекта 1052 типа "Арктика".
Эта задача оказалась далеко не так проста, как предполагалось вначале. Выступая на недавнем заседании рабочей группы Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области, заместитель генерального директора "Атомфлота" Мустафа Кашка заявил, что утилизировать ледоколы отнюдь не проще, чем подводные лодки. В определенной степени - даже сложнее, поскольку на ледоколе гораздо больше различных горючих веществ, и все это существенно затрудняет работу.

Через семь лет из атомных ледоколов, заложенных в Советском Союзе, останется в строю только один - "50 лет Победы", крупнейший в мире, строительство которого заняло в общей сложности около 18 лет. В холодный отстой уже выведены атомные ледоколы "Сибирь" и "Арктика". Из их энергоустановок выгружены все радиоактивные отходы и даже слита и переработана вода из контуров ядерных реакторов. Атомоход "Советский Союз" теоретически еще может работать, но фактически он тоже выведен в отстой, и в ближайшее время о продлении срока его эксплуатации речь не ведется. "Россия" встанет на свою последнюю стоянку в 2013 году, "Ямал" - в 2020-м, а "50 лет Победы" будет работать как минимум до 2024 года, сообщил заместитель генерального директора "Атомфлота" по базированию и спецпроизводству Константин Князевский. При этом сроки утилизации только трех наиболее старых ледоколов выглядят довольно затянутыми, считают эксперты. В частности, "Сибирь" предполагается утилизировать в 2016-2017 годах, "Арктику" - в 2018-2019-м, а "Россию" - в 2019-2020 годах. Эти сроки определены подпрограммой по обеспечению ядерно-радиационной безопасности на 2016-2020 годы, входящей в программу "Развитие атомного энергопромышленного комплекса".

- Безусловно, какие-то вопросы можно решить быстрее, - добавляет заместитель генерального директора "Атомфлота" Мустафа Кашка. - Но, к сожалению, проволочек здесь не избежать. Одна из главных сложностей - трудовые ресурсы. Можно, казалось бы, найти две-три тысячи человек и начать утилизацию, но негде взять такое количество специалистов, да еще в короткие сроки.

Кроме всего прочего, такая работа потребует огромных расходов. По различным экспертным оценкам, исходя из цен нескольких прошедших лет, утилизация только одного атомного ледокола обойдется примерно в 1,3 миллиарда рублей. Но и эта цена весьма приблизительна, поскольку проекта утилизации пока нет. Его разработку предполагается завершить к концу 2013 года. И уже сейчас возникают сложности, которые связаны с нормативной базой, отметил Константин Князевский. Например, для утилизации подводных лодок было создано достаточно много нормативов, которые можно лишь частично применять для гражданского флота. Специализированные нормативы для разделки атомных ледоколов еще никто не разрабатывал, и когда этот пробел будет ликвидирован - сказать сложно.

Не менее важен вопрос утилизации плавучих технических баз (ПТБ) обслуживания атомного ледокольного флота, которые используются сейчас в качестве хранилищ отработанного ядерного топлива. Утилизация плавтехбазы "Лепсе" уже началась, теперь предстоит решать проблему с ПТБ "Лотта" и "Володарский". Эта задача тоже требует создания комплекса для доставки топлива в губу Андреева и Гремиху. По словам Константина Князевского, это будет своеобразный "ядерный остров" в районе 5-го причала "Атомфлота".

- Сейчас там ведутся работы по реконструкции: прокладываются железнодорожные пути, устанавливается кран, - добавил он. - Комплекс будет представлять сеть объектов, состоящую из берегового поста загрузки, 5-го причала и нового крана КОНЕ грузоподъемностью до 100 тонн.

Фактически "ядерный остров" - это региональный пункт по обращению с отработанным ядерным топливом (ОЯТ). Все объекты обращения с ОЯТ будут объединены в единый комплекс, обеспеченный дополнительной защитой. Это поможет улучшить контроль как за физическим доступом, так и за радиационной безопасностью. Из федерального бюджета РФ в этот проект вкладывается примерно 1,2 миллиарда рублей, а техническая помощь зарубежных партнеров составила примерно 220 миллионов долларов. Чтобы завершить создание комплекса, требуется провести ряд серьезных работ. В частности, предстоит создать систему экологического мониторинга. По этому поводу уже ведутся предконтрактные переговоры с Норвегией о предоставлении технической помощи, размер которой составит около 100 тысяч евро.

Источник: rg.ru/2012/11/13/reg-szfo/ledokoly.html

Последние новости

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОСК РАСКРИТ…

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОСК РАСКРИТИКОВАНА

Дмитрий Рогозин, который занимает должность Вице-премьера Российской Федерации, был присутствующи...

подробнее

КРЫЛОВСКИЙ ГНЦ СОЗДАСТ ДЛЯ ГАЗ…

КРЫЛОВСКИЙ ГНЦ СОЗДАСТ ДЛЯ ГАЗПРОМА НОВЫЙ ПРИВОД

В конце сентября текущего 2013 года, один из филиалов «ЦНИИ СЭТ», Крыловского государственного на...

подробнее

ТРИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ …

ТРИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ ПРОШЛИ МИМО РОССИЙСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ

Дмитрий Рогозин, который занимает должность вице-премьера, на заседании морской коллегии сообщил,...

подробнее

БЫЛ СПУЩЕН НА ВОДУ РЕЙДОВЫЙ КА…

БЫЛ СПУЩЕН НА ВОДУ РЕЙДОВЫЙ КАТЕР ЗНТ

В конце сентября завод «Нижегородский Теплоход» спустил на воду второй серийный рядов...

подробнее

СЕВЕРОДОНЕЦК БУДЕТ ГОТОВИТЬ СП…

СЕВЕРОДОНЕЦК БУДЕТ ГОТОВИТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДОСТРОЕНИЯ

Между объединенной судостроительной корпорацией и Северным арктическим Федеральным университетом,...

подробнее

ДЛЯ ВМФ РФ БУДЕТ ПОСТРОЕНА СЕР…

ДЛЯ ВМФ РФ БУДЕТ ПОСТРОЕНА СЕРИЯ КОРАБЛЕЙ СВЯЗИ

ОАО «Северная нефть» и Министерство обороны Российской Федерации, подписали контракт....

подробнее

ЧЕТЫРЕ НОВЫХ СУДНА БЫЛИ ВЫПУЩЕ…

ЧЕТЫРЕ НОВЫХ СУДНА БЫЛИ ВЫПУЩЕНЫ ПСКОВСКОЙ ЛОДОЧНОЙ ВЕРФЬЮ

Владимир Чулков, который занимает должность директора предприятия ЗАО «Псковская лодочная верфь»,...

подробнее

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ БЕРЕТ УЧА…

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ БЕРЕТ УЧАСТИЕ В СОЗДАНИИ «NUPAS-CADMATIC»

В сентябре текущего года было подписано соглашение четырех сторон, которое гласит создание Учебно...

подробнее

ВЕРФЬ «ЗВЕЗДА» - 75% ЗА КОНСОР…

ВЕРФЬ «ЗВЕЗДА» - 75% ЗА КОНСОРЦИУМОМ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ И 25% ЗА ОСК

Денис Мантуров, который занимает пост главы Минпромторга заявил, что семьдесят пять процентов суд...

подробнее

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ БЫЛО СПУЩЕН…

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ БЫЛО СПУЩЕНО НА ВОДУ НОВОЕ СУДНО СВЯЗИ «ЮРИЙ ИВАНОВ»

Новейшее судно по проекту 18280 «Юрий Иванов», было спущено на воду в Санкт-Петербурге. Судно спе...

подробнее

Судостроение

Завершены приемочные испытания корабля Coronado

Завершены приемочные испытания корабля Coronado

Военно-морскими силами США был завершен ряд приемочных испытаний для боевого корабля, предназначенного для работы в прибрежной зоне LCS-4 USS Coronado. Корабль был построен в пределах судостроительной верфи Austal USA.

подробнее

"Роснефть" внесла предложение по препрофилированию судоремонтного завода

«Роснефтью» не так давно было вынесено предложение о перепрофилировании восемьдесят второго судоремонтного завода, действующего в составе Объединенной судостроительной корпорации в базу, предназначенную для технического обслуживания и снабжения шельфовых технологий, поставляемых «Роснефтью».

подробнее

Пресс-релизы

«Роснефть» и «ЭксонМобил» выбрали подрядчиков на проектирование по первой стадии проекта с…

«Роснефть» и «ЭксонМобил» выбрали подрядчиков на проектирование по первой стадии проекта строительства завода СПГ на Дальнем Востоке России

Роль сжиженного газа на мировом рынке неуклонно растет, вот только «Роснефть» все еще не входит в пятерку лидеров по его поставкам, но судя по всему, такое положение вещей изменится. Давно известно, что у СПГ, если сравнивать его с трубопроводами есть множество преимуществ, которые не...

Компания АББ приняла участие в международной выставке по судостроению и освоению океана и …

Компания АББ приняла участие в международной выставке по судостроению и освоению океана и шельфов «НЕВА-2013»

Компания АББ стала участником международной выставки по судостроению и освоению океана и шельфов «НЕВА-2013» Компания АББ представила свои инновационные решения для морской промышленности на международной выставке «НЕВА-2013».

Опрос

Основные проблемы вашего предприятия
 

События

РОССИЙСКИЙ СТАРШИЙ МЕХАНИК «FRONT SPLENDOUR» ЗАКЛЮЧЕН В СИНГАПУРСКУЮ ТЮРЬМУ

РОССИЙСКИЙ СТАРШИЙ МЕХАНИК «FRONT SPLENDOUR» ЗАКЛЮЧЕН В СИНГАПУРСКУЮ ТЮРЬМУ

Сергей Антонов, который является старшим механиком танкера «Front Splendour», по приговору суда был заключен в сингап...

БЫЛ СПАСЕН РОССИЙСКИЙ ЯХТСМЕН В АВСТРАЛИИ

БЫЛ СПАСЕН РОССИЙСКИЙ ЯХТСМЕН В  АВСТРАЛИИ

Сергей Жуков, который совершал одиночное кругосветное путешествие, и который является российским яхтсменом, попал вме...

«ПСКОВСКАЯ ЛОДОЧНАЯ СТАНЦИЯ» ДОВЕДЕНА ДО КРИЗИСА БЛАГОДАРЯ КАТАМАРАНУ

«ПСКОВСКАЯ  ЛОДОЧНАЯ СТАНЦИЯ» ДОВЕДЕНА ДО КРИЗИСА БЛАГОДАРЯ КАТАМАРАНУ

Директор предприятия «Псковская лодочная станция» Владимир Чулков, разместил на сайте главы региона обращение по пово...

Исследования

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ АКУСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ АКУСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛОВ

Оборудование для измерения акустических особенностей оборудования и материалов, состоит из заглушенной камеры, из рев...

КОМПЛЕКС СТЕНДОВ – ИССЛЕДОВАНИЕ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТАНОВОК, МЕХАНИЗМОВ, И ДР…

КОМПЛЕКС СТЕНДОВ – ИССЛЕДОВАНИЕ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТАНОВОК, МЕХАНИЗМОВ, И ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Стенд, что используется для установления переходных и входных механических сопротивлений, форм колебаний конструкций,...

МАЛОГАБАРИТНЫЕ ФИЛЬТРЫ ДЛЯ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ВОДЫ

МАЛОГАБАРИТНЫЕ ФИЛЬТРЫ ДЛЯ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ВОДЫ

В любом крупном городе, вода, которая подготавливается центральными водозаборными станциями, всегда подвергается втор...

Вход для клиентов