Куда девать нам 5 триллионов?

09 Октября 2013
Задержки в строительстве российских кораблей связаны с ошибками, допущенными руководством ВМФ

Так считает Валентин Михайлович Пашин - научный руководитель и заместитель генерального директора ЦНИИ имени академика Крылова. Институт этот, образно говоря, является главной российской исследовательской организацией в области кораблестроения, причем в обоих направлениях – военном и гражданском. В последнее время академик, доктор технических наук профессор Пашин выступал как с отдельными заявлениями, так и с широкими интервью по поводу настоящего и будущего флота России, говорил и о допущенных ошибках, и о перспективных разработках. Мы суммировали высказывания Валентина Михайловича и знакомим читателя с его видением сразу нескольких проблем отечественного кораблестроения. Первая такая публикация – о создании современных боевых кораблей. 


Каждому главкому по рулю…
Начнем с широковещательных заявлений президента и правительства о планах потратить на обновление корабельного состава Военно-морского флота в период до 2020 года почти 5 трлн рублей. Но вот незадача: какие нужны флоту корабли, «военные и чиновники объясняют весьма невнятно». Бедой называет Валентин Пашин то, что в России отсутствует долгосрочная стратегия формирования флота и слишком велика номенклатура строящихся классов и проектов кораблей. В качестве примера он ссылается на США, где существует программа развития флота на 40 лет вперед, которая практически не меняется даже при смене флотского командования. В России же подобные программы являются краткосрочными программами, к тому же подверженными влиянию высших сановников в погонах. Он говорит: «Каждый новый главком приходит со своим видением облика отдельных кораблей и флота в целом… Как следствие - создано слишком большое количество типов и проектов кораблей. Посмотрите: корветов - четыре типа, номенклатура больших и малых катеров зашкаливает. Два проекта фрегатов. Я вообще считаю ошибкой, что мы не продолжили строительство фрегатов 11356 на Балтийском заводе, после того как Индии была сдана первая тройка таких кораблей. Вся технология и производство были отработаны, и надо было гнать серию». Здесь следует сказать, что в настоящее время для флота России все же ведется строительство фрегатов проекта 11356, хотя и в малом количестве (Прим. редакции). Одновременно ведется и строительство фрегатов проекта 22350, а из-за этого, по мнению Валентина Михайловича, происходит перерасход ресурсов, и сейчас необходимо провести глубокий анализ: а нужно ли?! «Иначе мы будем строить только головные корабли», – предупреждает он. Кроме того, командование ВМФ заказывает промышленности технически сложные корабли, с большим числом инноваций, когда существует мировая практика, что новые проекты должны содержать не более 30 процентов, максимум 40 процентов инноваций. В итоге повышаются технические риски, стоимость строительства, что ведет к затягиванию сроков постройки кораблей. 

Академик Пашин также отмечает, что сейчас строительство головных кораблей финансируется по статье расходов на… опытно-конструкторские работы, а это очень удобно судостроителям и невыгодно военным, что опять же может привести к непредсказуемому результату.

Авианосцы – только аэродром
Авианосцы – давняя и горячо обсуждаемая тема. Валентин Михайлович высказывает свое мнение по этой проблеме так: «Если мы хотим иметь дееспособный океанский флот, то авиационный компонент должен обязательно присутствовать. Основой этого компонента может быть только плавучий аэродром — авианосец. Какой авианосец — это второй вопрос. Понятно, что его концепция должна соответствовать нашему геополитическому положению — раз и нашим ресурсам — два. Прежде чем закладывать многие миллиарды на строительство такого большого и сложного корабля, давайте потратим несколько миллионов на проработку концепции. На мой взгляд, авианосец должен прежде всего быть плавучим аэродромом. Все остальные функции должны решать корабли охранения. Перегружать авианосец побочными функциями нецелесообразно. Основные критерии – это максимум машин в ангаре, максимум машин на палубе, максимум полос, максимальный темп взлета и посадки. Все остальное – ПВО и прочее – должны решать корабли охранения. А вообще, программа авианосцев – это национальная программа».

По зубам ли лед «Мистралю»?
Вертолетоносцы или десантные корабли-доки. О необходимости их иметь в составе флота много говорилось в последние годы, и как некий результат всего – строительство четырех кораблей класса Mistral, затеянное Россией совместно с французами. Об этом корабле академик высказался достаточно осторожно: «О мореходности сказать ничего не могу, мы у себя модель не испытывали. Экспериментальная база по мореходности у французов значительно слабее нашей, мы даже делали для них соответствующие испытания, например по авианосцу «Шарль де Голль». Но не думаю, что они могли сильно ошибиться. А вот что касается ледовых качеств, то в существующем виде Mistral абсолютно не приспособлен к плаванию в сложных ледовых условиях. И у нас есть определенные сомнения. На Дальнем Востоке корабль, конечно, ходить сможет, но вопрос в том, какие у него будут ограничения по ледовым условиям. Ведь, в принципе, можно ограничиться плаванием в течение трех-четырех месяцев, а все остальное время стоять».

С «Ладой» нету сладу…
А как у нас дела с так называемыми неатомными лодками, и в частности проекта 677 «Лада»? Валентин Михайлович признает, что «по неатомным лодкам мы, конечно, засиделись. Все необходимые технические решения и компетенции для создания конкурентоспособной неатомной лодки четвертого поколения существуют. Но затягивание сроков проекта уже приводит к тому, что мы начинаем терять рынок. Почему так произошло? Наряду с техническими трудностями были и субъективные факторы. Были допущены ошибки при выборе кооперации, ряд поставок был поручен предприятиям, которые не имели соответствующего опыта».

Известно достаточно скептическое отношения французских специалистов по поводу российских попыток создать новую подлодку, которая пришла бы на смену разработанной еще в Советском Союзе «Варшавянке». И здесь академик тоже честно резюмирует: «Французы, может быть, отчасти и правы» – но и оставляет место оптимизму: «Они там очень высокого мнения по поводу некоторых наших разработок... Россия опережает их и в вопросах взрывостойкости конструкций, в том числе и для подводных лодок, у французов даже оборудования соответствующего нет. Есть простой показатель – ЦНИИ им. Крылова по линии Рособоронэкспорта сделал для Франции несколько контрактов, так что есть вещи, которые они делать не умеют или мы их опережаем...».

(Продолжение следует)
С материалами знакомился Олег АНДРЕЕВ

Источник: http://vdvsn.ru/novosti/korabelnaya_storona/kuda_devat_nam_5_trillionov/

Последние новости

ЧЕТЫРЕ НОВЫХ СУДНА БЫЛИ ВЫПУЩЕ…

ЧЕТЫРЕ НОВЫХ СУДНА БЫЛИ ВЫПУЩЕНЫ ПСКОВСКОЙ ЛОДОЧНОЙ ВЕРФЬЮ

Владимир Чулков, который занимает должность директора предприятия ЗАО «Псковская лодочная верфь»,...

подробнее

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ БЕРЕТ УЧА…

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ БЕРЕТ УЧАСТИЕ В СОЗДАНИИ «NUPAS-CADMATIC»

В сентябре текущего года было подписано соглашение четырех сторон, которое гласит создание Учебно...

подробнее

ДЛЯ ВМФ РФ БУДЕТ ПОСТРОЕНА СЕР…

ДЛЯ ВМФ РФ БУДЕТ ПОСТРОЕНА СЕРИЯ КОРАБЛЕЙ СВЯЗИ

ОАО «Северная нефть» и Министерство обороны Российской Федерации, подписали контракт....

подробнее

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ БЫЛО СПУЩЕН…

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ БЫЛО СПУЩЕНО НА ВОДУ НОВОЕ СУДНО СВЯЗИ «ЮРИЙ ИВАНОВ»

Новейшее судно по проекту 18280 «Юрий Иванов», было спущено на воду в Санкт-Петербурге. Судно спе...

подробнее

ТРИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ …

ТРИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ ПРОШЛИ МИМО РОССИЙСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ

Дмитрий Рогозин, который занимает должность вице-премьера, на заседании морской коллегии сообщил,...

подробнее

ВЕРФЬ «ЗВЕЗДА» - 75% ЗА КОНСОР…

ВЕРФЬ «ЗВЕЗДА» - 75% ЗА КОНСОРЦИУМОМ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ И 25% ЗА ОСК

Денис Мантуров, который занимает пост главы Минпромторга заявил, что семьдесят пять процентов суд...

подробнее

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОСК РАСКРИТ…

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОСК РАСКРИТИКОВАНА

Дмитрий Рогозин, который занимает должность Вице-премьера Российской Федерации, был присутствующи...

подробнее

БЫЛ СПУЩЕН НА ВОДУ РЕЙДОВЫЙ КА…

БЫЛ СПУЩЕН НА ВОДУ РЕЙДОВЫЙ КАТЕР ЗНТ

В конце сентября завод «Нижегородский Теплоход» спустил на воду второй серийный рядов...

подробнее

СЕВЕРОДОНЕЦК БУДЕТ ГОТОВИТЬ СП…

СЕВЕРОДОНЕЦК БУДЕТ ГОТОВИТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДОСТРОЕНИЯ

Между объединенной судостроительной корпорацией и Северным арктическим Федеральным университетом,...

подробнее

КРЫЛОВСКИЙ ГНЦ СОЗДАСТ ДЛЯ ГАЗ…

КРЫЛОВСКИЙ ГНЦ СОЗДАСТ ДЛЯ ГАЗПРОМА НОВЫЙ ПРИВОД

В конце сентября текущего 2013 года, один из филиалов «ЦНИИ СЭТ», Крыловского государственного на...

подробнее

Судостроение

Китайская сторона намерена вложить $150 млн в особую экономическую зону "Советская Гавань"

Китайская сторона намерена вложить $150 млн в особую экономическую зону

Китайской стороной высказано намерение вложения ста пятидесяти миллионов в «Советскую Гавань», которая представляет собой особую экономическую зону. Об этом заявило объединение компаний из китайской провинции Ляонин, назначив целью своего проекта произведение особой портовой экономической зоны, н...

подробнее

Китай готов построить первый национальный авианосец

Китай готов построить первый национальный авианосец

Миру будет представлен Китаем первый национальный авианосец. Заявление на эту тему было сделано директором судостроительной группы, которая известна миру под наименованием Jiangnan Shipyard Group.

подробнее

Пресс-релизы

Новые партнеры «Кронштадт» - производители судового оборудования с мировыми именами

Новые партнеры «Кронштадт» - производители судового оборудования с мировыми именами

Известная на мировом уровне компания «Кронштадт» по изготовлению деталей оснащения к судам. Свою репутацию эта компания заработала благодаря своему особенному подходу к каждому заказчику.

На Северной верфи спущено на воду судно связи "Юрий Иванов"

На Северной верфи спущено на воду судно связи

30 сентября "Судостроительный завод "Северная верфь", входящий в состав судостроительной корпорации, спустило на воду судно «Юрий Иванов».

Опрос

Основные проблемы вашего предприятия
 

События

ЗАТОНУЛ «MOL COMFORT» С РОССИЙСКИМ ЭКИПАЖЕМ В ДВЕНАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК

ЗАТОНУЛ  «MOL COMFORT»  С РОССИЙСКИМ ЭКИПАЖЕМ В ДВЕНАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК

В Аравийском море затонул контейнеровоз «MOL Comfort», который имел экипаж в размере двадцати шести человек. Никто из...

РОССИЙСКИЙ СТАРШИЙ МЕХАНИК «FRONT SPLENDOUR» ЗАКЛЮЧЕН В СИНГАПУРСКУЮ ТЮРЬМУ

РОССИЙСКИЙ СТАРШИЙ МЕХАНИК «FRONT SPLENDOUR» ЗАКЛЮЧЕН В СИНГАПУРСКУЮ ТЮРЬМУ

Сергей Антонов, который является старшим механиком танкера «Front Splendour», по приговору суда был заключен в сингап...

БЫЛ СПАСЕН РОССИЙСКИЙ ЯХТСМЕН В АВСТРАЛИИ

БЫЛ СПАСЕН РОССИЙСКИЙ ЯХТСМЕН В  АВСТРАЛИИ

Сергей Жуков, который совершал одиночное кругосветное путешествие, и который является российским яхтсменом, попал вме...

Исследования

ДОСТИЖЕНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ

ДОСТИЖЕНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ

Так, например, благодаря таким программам как STAR-CD, которая была разработана компанией CD Adapco Group, была дости...

КОМПЛЕКС СТЕНДОВ – ИССЛЕДОВАНИЕ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТАНОВОК, МЕХАНИЗМОВ, И ДР…

КОМПЛЕКС СТЕНДОВ – ИССЛЕДОВАНИЕ ВИБРОАКУСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТАНОВОК, МЕХАНИЗМОВ, И ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Стенд, что используется для установления переходных и входных механических сопротивлений, форм колебаний конструкций,...

СТЕНДЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА У – 3

СТЕНДЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА У – 3

Ядерный реактор для многоцелевых исследований У -3 используется в роли стационарного источника нейтронного и гамма – ...

Вход для клиентов